вторник, 22 марта 2011 г.

ЭКСПЕДИЦИЯ К ИНДЕЙЦАМ ВАУРА

В конце апреля 2011 г. стартует очередная экспедиция документального научно-популярного проекта «Малые народы мира», отправляющаяся в Бразилию, в Мату-Гросу, в верховья реки Шингу, к индейцам ваура.

Индейцы ваура-искусные гончары.
Фото Barcelos A.N., 2000 г.
Первым экспедициям, стремившимся достичь верховьев реки Шингу, приходилось преодолевать значительные трудности. Тяжело груженые снаряжением мулы медленно брели по жарким и засушливым сертанам центральной части Мату-Гросу, через многочисленные бурные пороги, преграждающие путь вниз по притокам верхней Шингу, приходилось раз за разом перетаскивать лодки, выгружать из них все вещи на берег и вновь загружать их в лодки. Экспедиции растягивались на многие долгие месяцы. Вплоть до 1940-1950-хх гг. 20 в. верховья реки Шингу оставались малодоступной, в значительной степени изолированной от внешнего мира областью.
В 1960-е гг. ускорился процесс хозяйственного освоения бразильской Амазонии, повлекший за собой строительство автодорог и интенсивную вырубку лесов, в том числе и в районе реки Шингу. В целях защиты природы края и местного индейского населения в 1961 г. был создан Национальный парк Шингу. Статус охраняемых территорий получили обширные области в верховьях реки Шингу.
В настоящее время в Национальном парке Шингу проживают шестнадцать индейских племен, говорящих на языках, относящихся к различным языковым семьям: аравакской (ваура, явалапити, мехинаку), карибской (калапало, матипу, нахуква, тшикао, нарувоту, куйкуру), тупи-гуарани (авети, камаюра, кайяби), же (суйя, тапайюна), к изолированным относятся языки трумаи и журуна.

Десять из них (ваура, явалапити, мехинаку, калапало, матипу, нахуква, авети, камаюра, куйкуру, трумаи) образуют уникальную межэтническую культурную общность, которую принято называть в этнологической литературе шингуано. При лингвистической пестроте и некоторых незначительных отличиях в культуре эти племена роднит сходство мифологии и мировосприятия, традиций и ритуалов, использование священных флейт и запрет видеть их женщинам. У них во многом схожий образ жизни, они устраивают общие междеревенские праздники и имеют круговую планировку своих деревень со стоящей в центре хижиной для священных флейт. Как полагают ученые, межэтническая культурная общность шингуано сформировалась уже в середине XVIII века.
Маршрут экспедиции
Несмотря на существенные изменения в жизни местных племен, произошедшие за последние десятилетия, государственная защита по-прежнему дает возможность индейским народам, населяющим Национальный парк Шингу, продолжать вести традиционное хозяйство и сохранять традиционную культуру.
В наши дни, чтобы отправиться к индейцам верховьев реки Шингу необходимо получить официальное разрешение ФУНАИ (Национального индейского фонда), справку о состоянии здоровья, удостоверяющую отсутствие заразных болезней, и желание вождей видеть вас в своей деревне.
Согласовав все необходимые административные формальности, участники экспедиции документального научно-популярного проекта «Малые народы мира» (Андрей Матусовский, автор и руководитель проекта, Андрей Туторский, преподаватель кафедры этнологии Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Андрей Уфимцев, путешественник и создатель проекта http://www.mezoamerica.ru получили уникальный шанс посетить деревню индейцев ваура на реке Батови, левом притоке верхней Шингу.
В планах экспедиции стоит также кратковременное пребывание в одной из деревень индейцев шаванте.

Наша команда будет располагать всеми необходимыми техническими средствами, позволяющими осуществлять аудио-визуальное документирование жизни индейцев ваура Национального парка Шингу в бразильской Амазонии. Планируется создание видеофильма. К сотрудничеству по популяризации и продвижению материалов, привезенных экспедицией проекта, приглашаются все заинтересованные организации и частные лица. В беседе и диалоге никому не будет отказано.

Комментариев нет:

Отправить комментарий