среда, 26 февраля 2025 г.

Такая вот антропология с этнографией: шесть поворотов реки

Помните, я писал, что река диктует свой ритм и динамику движения, ты становишься ее частью, ее заложником. Английский социальный историк Эдвард Палмер Томпсон хорошо описал на примере английского плебса переход от природного к промышленному современному времени в конце XVIII-нач. XIX в. Раньше мерилом времени были, к примеру, варка яйца вкрутую или прочтение "Ave Maria", по большому счету, некуда было спешить, и длительность процесса или события регулировала сама природа. Затем часы появились в каждом доме, на производстве, время стало деньгами, вместе с этой формулой возникли специфические проблемы, о которых люди раньше и не знали. С этими проблемами, будучи заложниками промышленного времени, живем сейчас и мы. Рекомендую, почитайте, интересный познавательный текст. Томпсон делает оговорку, даже сегодня есть люди, в большей степени зависящие от природного времени, - представители творческих профессий или рыбаки, ждущие путину.

В Амазонии тоже свои пространственно-временные правила и ориентиры. Здесь время и расстояние считают в поворотах реки. По крайней мере, с такой ситуацией я столкнулся на Тапиче (Перу, Лорето) во время экспедиции к капанауа. Наша лодка шла несколько часов вверх по Тапиче, мы должны были прийти в общину капануа Лимон-Коча, которой все не было видно впереди, по берегам реки только густой тропический лес. Скоро уже будет темнеть. И вдруг просвет - маленькая хижина на берегу, несколько человек вышли на шум приближающегося мотора. Мы причаливаем к берегу.
- Далеко еще до Лимон-Кочи? Сколько часов? - спрашивает людей на берегу наш вперед смотрящий.
- Нет, недалеко, - отвечают, - всего шесть поворотов реки.
Идем дальше вверх по Тапиче.
Я сижу думаю: "Шесть левых или правых поворотов реки?" Ну, логично же, есть левые, а есть правые повороты, река постоянно петляет, разворачиваясь порой на сто восемьдесят градусов.
- Ты как понял, шесть левых или шесть правых? - спрашиваю нашего индейца кокамилья.
- Просто шесть поворотов, - отсекает он.
И, правда, к чему эти условности белых. Люди на берегу дали полнейшую информацию - шесть поворотов реки - это и есть расстояние и время. Мы-то идем на моторе, сидим, еще вычисляем, сколько километров за какое время прошли, какая была скорость. А у них каноэ-долбленки, гребешь веслом и точно знаешь, что будет за очередным поворотом реки: деревня, лагуна, чакра или кольпа. К чему эти ненужные определения времени и пространства, от них только одни проблемы.


Дома перед отъездом в экспедицию мерил давление, было повышенное. Тонометр взял даже с собой. В Амазонии давление нормализовалось, стало идеальным. Вернулся, вновь стало скакать. Врач говорит, это у вас в экспедиции голова была свободна от ненужных мыслей, переживания добавляют лишние значения. Да, там в Амазонии голова была занята только тем, как добраться до деревень капанауа в верховьях Тапиче; вокруг роскошный тропический лес, водная гладь, выпрыгивающие из воды дельфины, порой возникавшие грустные мысли растворялись в окружающей первозданной природе. Постепенно время и для меня утратило значение, я забыл какие шли дни недели. Правда, важны только повороты реки. Ведь мы их тогда всей лодкой считали. Неправильно сказали люди на берегу, поворотов до Лимон-Кочи было восемь или даже девять, но какое это имеет значение. Такая вот антропология с этнографией.

Река Тапиче (Перу, Лорето). Фото А.А. Матусовского, 2025 г.