Канал
«Культура» пару лет назад (а я не знал) показывал документальный сериал
«Последние свободные люди». Одна из серий сериала была посвящена
индейцам хоти – хоти посетила испанская экспедиция.
-
пересохшая в сухой сезон и заваленная упавшими деревьями река Парусито,
или ее крохотные притоки Каньо-Бандарита и Каньо-Москито;
- тепуи Яви и поросшие густым лесом пологие холмы Сьерры-де-Маигуалиды;
- знакомые индейские лица.
Фильм,
согласно выходным данным, смонтирован в 2008 году, но съемки хоти, я
полагаю, сделаны, очевидно, раньше. Знакомые мне, мелькающие в кадре
индейцы стали немного старше, по сравнению с 2001 годом, когда я посетил
их. Все-таки мы были первыми! Счастливое было время!
…из экспедиционных дневников 2001 года:
Река Парусито |
«Два
дня мы поднимались вверх по течению реки Парусито, а затем по ее
небольшому притоку реке Каньо-Бандарито. Наше длинное узкое каноэ,
выдолбленное индейцами пиароа из цельного ствола дерева и оснащенное
мотором, сторонясь затопленных стволов упавших деревьев, монотонно
следовало многочисленным изгибам мутной реки. С обеих ее сторон
величественно возвышался роскошный тропический лес. Кайманы и игуаны с
любопытством поглядывали на нас с берега, речные дельфины то и дело
всплывали, показывая свои спины, пугаясь шума мотора, на деревьях
затихали обезьяны-ревуны, над головой пролетали попугаи, туканы,
огромные коричневые бабочки морфо - всюду кипела жизнь! В эти дни я
чувствовал себя счастливым - редкое ощущение реального счастья в
настоящий конкретный момент – сбылась моя давняя мечта!
Мои
проводники искали лишь им знакомые приметы, как выяснилось позже, -
тихую лагуну, скрывавшуюся за очередным изгибом реки. Через несколько
часов хода причаливаем каноэ к берегу - до стоянки хоти дальше надо идти
пешком.
Проводники
снимают японский подвесной мотор, выгружают на берег бочки с бензином.
Смотрю, они просто заносят все это добро в ближайшие кусты, лишь слегка
прикрывая его ветками. У хоти мы должны провести несколько дней, в
нескольких километрах от этого места.
-
Как же мы оставим здесь мотор, бензин и каноэ без присмотра? Вдруг
кто-нибудь украдет все это? Как же мы тогда вернемся назад? - недоуменно
спрашиваю я.
- Не волнуйся, здесь в Сьерра-де-Маигуалида нет людей, - отвечают мне проводники.
Наша экспедиция на фоне тепуи Яви |
Вдоль
лагуны идет тропа, уходящая от Каньо-Бандарито в глубь леса. Оставив
каноэ на берегу реки, мы двигаемся в путь. Помогая себе мачете, сразу же
приходится пробиваться через сплетения лиан и какие-то колючки. Однако
лес скоро кончился, и мы вступили в саванну. Я увидел величественную
гору-тепуи Коробо, возвышавшуюся над долиной.
Путь
по саванне оказался также не долгим - мы вновь вступили под полог
тропического леса, раскинувшегося у подножия диких и таинственных гор
Сьерра-де-Маигуалида. Тропа вела к индейцам хоти.
Я
еще никого не успел увидеть, когда мои проводники кому-то приветственно
закричали. Тропа проходила вдоль небольшой лесной речушки, на другом
берегу которой показался голый мужчина-индеец, на нем были надеты лишь
зеленая набедренная повязка и красные бусы на шее. Он что-то кричит на
незнакомом языке и оживленно нам жестикулирует, указывая на хрупкую
переправу через разделяющую нас речушку. Переправа представляет собой
импровизированный мосток, образовавшийся благодаря упавшим стволам
деревьев, к ним хоти, в качестве поручней, привязали лианами несколько
крупных стеблей от больших листьев пальмы. Индеец помогает нам перенести
вещи на другой берег, и мы оказываемся лицом к лицу с хоти.»