Первый раз я посетил перуанских мацэс, живущих в малоке, в 2017, потом возвращался к ним в 2018 и 2019 гг.
По материалам этих экспедиций были сделаны доклады в:
- ИЭА РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая (25.09.2018 г.): "Индейцы мацес: материалы полевых сезонов 2017 и 2018 гг.: представление и анализ";
- Учебно-научном центре социальной антропологии РГГУ (20.02.2019 г.): "Последняя малока: от общинного жилища к "домику в деревне".
С данными и аналитическими выводами, представленными на этих докладах, теперь можно ознакомиться в статье:
Матусовский А.А. Последняя малока: трансформация социокультурной роли общинного жилища у перуанских мацэс // Этнографическое обозрение. 2019. № 5. С. 151-168.
Резюме. До периода мирных контактов с перуанцами в конце 1960-х – начале 1970-х годов мацэс (мatsés) жили в общинных домах – малоках – коллективных жилищах, в которых в недавнем прошлом располагались, как правило, все члены одной группы. В последующие десятилетия традиция строительства малок у мацэс была почти полностью утрачена. Сегодня большинство перуанских мацэс сконцентрированы в поселках без четкой планировки и проживают в хижинах, предназначенных для размещения отдельных семей. В коллективной памяти мацэс сохраняется особое отношение к малоке, как к строению и пространству, маркирующему их этническую и культурную идентичность. Однако насколько эти представления соответствуют прежним восприятиям общинного жилища в социуме мацэс? В Перу сохранилась только одна группа мацэс, продолжающая жить в малоке. Почему эти люди сделали такой выбор, предпочтя малоку современным поселкам? В статье анализируется динамика внутренних и внешних социальных и культурных связей этой группы, позволяющая отследить трансформацию социокультурной роли общинного жилища у перуанских мацэс.
Abstract. Until the period of peaceful contacts with the Peruvian society in the late 1960s and early 1970s, Matsés lived in communal houses — maloca — collective dwellings, in which in the recent past all members of one group were usually located. In the following decades, the tradition of constructing maloca among the Matsés was almost completely lost. Today, most Peruvian Matsés are concentrated in villages with a scattered layout and live in huts designed to house individual families. In the collective memory of Matsés, a special attitude is still maintained towards the maloca as a construction type and space that marks their ethnic and cultural identity. However, to what extent do these ideas correspond to the previous perceptions of communal housing in the society of Matsés? In Peru, there remains only one group of Matsés continuing to live in maloca. Why did these people make such a choice, preferring maloca to modern types of settlements? The article analyzes the dynamics of the internal and external social and cultural relations of this group, which helps us trace the transformation of the sociocultural role of the communal dwelling among the Peruvian Matsés.
По материалам этих экспедиций были сделаны доклады в:
- ИЭА РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая (25.09.2018 г.): "Индейцы мацес: материалы полевых сезонов 2017 и 2018 гг.: представление и анализ";
- Учебно-научном центре социальной антропологии РГГУ (20.02.2019 г.): "Последняя малока: от общинного жилища к "домику в деревне".
С данными и аналитическими выводами, представленными на этих докладах, теперь можно ознакомиться в статье:
Матусовский А.А. Последняя малока: трансформация социокультурной роли общинного жилища у перуанских мацэс // Этнографическое обозрение. 2019. № 5. С. 151-168.
Резюме. До периода мирных контактов с перуанцами в конце 1960-х – начале 1970-х годов мацэс (мatsés) жили в общинных домах – малоках – коллективных жилищах, в которых в недавнем прошлом располагались, как правило, все члены одной группы. В последующие десятилетия традиция строительства малок у мацэс была почти полностью утрачена. Сегодня большинство перуанских мацэс сконцентрированы в поселках без четкой планировки и проживают в хижинах, предназначенных для размещения отдельных семей. В коллективной памяти мацэс сохраняется особое отношение к малоке, как к строению и пространству, маркирующему их этническую и культурную идентичность. Однако насколько эти представления соответствуют прежним восприятиям общинного жилища в социуме мацэс? В Перу сохранилась только одна группа мацэс, продолжающая жить в малоке. Почему эти люди сделали такой выбор, предпочтя малоку современным поселкам? В статье анализируется динамика внутренних и внешних социальных и культурных связей этой группы, позволяющая отследить трансформацию социокультурной роли общинного жилища у перуанских мацэс.
Abstract. Until the period of peaceful contacts with the Peruvian society in the late 1960s and early 1970s, Matsés lived in communal houses — maloca — collective dwellings, in which in the recent past all members of one group were usually located. In the following decades, the tradition of constructing maloca among the Matsés was almost completely lost. Today, most Peruvian Matsés are concentrated in villages with a scattered layout and live in huts designed to house individual families. In the collective memory of Matsés, a special attitude is still maintained towards the maloca as a construction type and space that marks their ethnic and cultural identity. However, to what extent do these ideas correspond to the previous perceptions of communal housing in the society of Matsés? In Peru, there remains only one group of Matsés continuing to live in maloca. Why did these people make such a choice, preferring maloca to modern types of settlements? The article analyzes the dynamics of the internal and external social and cultural relations of this group, which helps us trace the transformation of the sociocultural role of the communal dwelling among the Peruvian Matsés.