Основой традиционных религиозных верований
индейских этнических групп бассейнов рек Исана-Ваупес-Апапорис служит обряд юрупари. В расширенном смысле термин «юрупари»
обычно используется для обозначения трех понятий: а) священных музыкальных
инструментов, которые запрещено видеть женщинам и детям; б) имени мифического персонажа у различных этнических групп, практикующих обряд юрупари, имеющего у
них однако свое название; в) верований и религиозных практик обряда юрупари.
Во время экспедиции к индейцам барасана и татуйо я наблюдал в общине Пуэрто-Ортега, где совместно проживали индейцы барасана и татуйо, подготовку и полный цикл церемоний обряда юрупари, длившийся три дня и две ночи.
Во время экспедиции к индейцам барасана и татуйо я наблюдал в общине Пуэрто-Ортега, где совместно проживали индейцы барасана и татуйо, подготовку и полный цикл церемоний обряда юрупари, длившийся три дня и две ночи.
Женщинам и детям запрещено видеть
священные горны и флейты юрупари. Они могут только слышать их голос. Согласно представлениям
барасана, нарушение этого табу повлечет за собой болезнь или смерть какой-либо
женщины или ребенка в деревне, спровоцирует нападение на людей ядовитых змей
или ягуара в лесу. Увидевших священные музыкальные инструменты
женщину или ребенка, если они не умерли, может исцелить шаман. Запрет видеть им
священные музыкальные инструменты не означает, что они не заинтересованы в
успешном проведении обряда их мужчинами, поскольку благополучный исход ритуала
считается полезным для всего сообщества.
На стенах зданий в Миту, административного центра департамента Ваупес, можно встретить красочные росписи, посвященные различным мифологическим эпизодам, связанным с обрядом юрупари (на фото внизу).
Настенная роспись в Миту. Фото. А.А. Матусовского, 2015 г. |
Настенная роспись в Миту. Фото. А.А. Матусовского, 2015 г. |
Настенная роспись в Миту. Фото. А.А. Матусовского, 2015 г. |