Я первый раз попал на такое собрание, не знал сначала как правильно называть данный сход людей одной деревни. На фото мужчины мультиэтнической общины Буэнос-Айрес (Пакоа), стоящей в нижнем течении р. Кананари, левого притока верхнего течения Апапориса (Колумбия, Ваупес), которые сидят в малоке - общинном коммунальном жилище. Сегодня в Пакоа люди уже не живут совместно в малоке, но четыре года назад в общинном коммунальном жилище еще размещались несколько семей. Это новая малока, построенная не так давно, и сегодня она выполняет роль деревенского клуба, где собираются члены сообщества, обсуждают проблемы, проводят выборы капитана, устраивают церемонии. Так чем же заняты мужчины на фото? В основном здесь мужчины кабияри, аравакоязычного народа, составляющего ядро населения Пакоа. Обратите внимание на доску для письма перед ними, на которой они периодически записывают какие-то высказывания, произнесенные одним из присутствующих, и через некоторое время стирают, освобождая место для очередной записи. Этим занимается мужчина в красно-белой футболке, сидящий слева у доски. Кажется, мужчины берут слово на свое усмотрение. Говорящий выступает с достоинством, неспешно рассказывает публике очередную историю. Все внимательно его слушают, не перебивают. Монологи долгие, очевидно, с несколькими сюжетными линиями и событиями.
- Андрей, приглашаю вас принять участие в гармонизации, - говорит мне и моему компаньону капитан Пакоа, - давайте, согласно традиции, мы раскрасим ваши лица, угощайтесь мамбе и йопо.
Какое замечательное слово гармонизация, именно так капитан называет данное собрание. Мужчины кабияри сидят и проговаривают истории и мифы своего народа, фиксируя для общего обозрения знаковые моменты на доске: так звали того или иного культурного героя или бога, с ним соотносятся такие-то события, название деревни - Буэнос-Айрес связано, оказывается, с неким аргентинцем, который сто лет назад оказался в этих краях в поисках каучуконосных деревьев - он очень грустил по своему родному городу, живя в глубине колумбийских джунглей, так закрепилось за этим местом чуждое название, ... и да, вот к нам сегодня пришли двое белых, мы тоже попали в историю кабияри. У них даже есть секретарь собрания, молодой человек за столом - справа на фото, который подробно записывает все высказывания выступающих.
Амазонская корпоративная антропология? Нет, гармонизация!