Несмотря на то, что у яномамо существует несколько типов жилищ, кольцевой односкатный навес скатом
наружу — шабоно, как его называют сами яномамо, является наиболее известным.
Шабоно — это центр ойкумены отдельно взятой
общины яномамо, священный круг, очерчивающий линию раздела между человеческой
культурой и дикой природой, окружающей шабоно. Как отмечает Н. Шаньон[1],
яномамо четко различают границу между «духовным» и «природным» началом. Их
культурный дуализм восприятия мира базируется на понятиях: yahi tä rimö — деревня, культура и urihi tä rimö
— лес, природа.
Строительные материалы, доставленные из дикого
леса, где человека подстерегают различные опасности, благодаря приложенным
людьми усилиям окультуриваются, изменяют свою сущность, превращаясь в
человеческое жилище.
Во время экспедиции в бассейн рек Окамо и
Путако в январе 2011 г. мне довелось посетить яномамо общины пачобекитери на
реке Путако. В их
шабоно, представлявшем собой в плане круг диаметром более 80 м, проживало
несколько семей общей численностью до 80 человек. Низ строения имел вид стены
(высотой 1,5 м), состоявшей из обмазанной глиной решетки, на которую опиралась
наклонная (скатом наружу) крыша из плотно подогнанных друг к другу пальмовых
листьев. Ее дополнительно поддерживали высокие опорные столбы. В шабоно каждая семья имела
отдельный сектор, отделенный от соседних секторов легкой деревянной
перегородкой или подвязанными к опорным столбам поперечными балками, к которым
крепились широкие банановые листья — для защиты от глаз посторонних, палящего
солнца и дождя.
На внутренней площади шабоно протекала вся
жизнь деревни, совершались обрядовые действия.
На ночь пачобекитери тщательно закрывали все входы в
шабоно, никто не выходил за его пределы из боязни встретить в лесу врагов или
диких зверей. Естественную нужду в темное время суток разрешалось справлять на
внутренней площади шабоно.