По материалам моего полевого дневника (колумбийская Амазония, январь-февраль 2023 г.)
В деревнях колумбийской Амазонии есть свои характерные звуки, запахи и невербальная мимика: постоянный глухой стук - пряный запах - мало уловимая для непосвященного стороннего наблюдателя динамика лицевых мышц у мужчин. Всему виной кока - священное растений коренных народов региона. Местные говорят: "Белые сделали из коки наркотик, коммерциализировали ее. Для нас кока - священное растение". Это правда. В колумбийской Амазонии это церемония, степенные мужские разговоры на низких деревянных скамеечках, можно сказать, отдельная философия. Мамбе - так называют порошок, приготавливаемый коренными народами из листьев коки. Мамбе создает особое социокультурное пространство, для обозначения которого в аборигенных языках есть отдельное слово, вошедшее в местный лингва франка, - мамбеадеро, означающее комплекс ритуальной активности в пространстве малоки - коммунального общинного жилища. Мамбе предлагают гостям - это знак уважения и гостеприимства. Мамбе много не бывает - отсюда постоянный глухой стук и пряный запах в деревнях - сухие листья коки перемалывают тяжелым деревянным пестиком в ступке - та еще физическая нагрузка. Готовый мамбе - порошок, взбитый до состояния очень мелкого помола, имеющий приглушенно-зеленый цвет, который кладут в рот небольшими порциями на язык. Неловко раскрыв рот, человек с мамбе непроизвольно выбрасывает зеленое облачко. Поэтому мужчины с мамбе во рту, разговария, смыкают губы, получается что-то вроде бубу-бу-бубу-бу-бу...небольшое зеленое облачно...снова бубу-бу-бубу-бу-бу. Конечно, надо хорошо знать язык, чтобы понимать, что говорит твой собеседник. Некоторые так любят мамбе, что практически целый день держат его во рту - утром-днем-вечером в гамаке, ну, вы поняли, бубу-бу-бубу-бу-бу... Незнание этнографических тонкостей порой создает комические ситуации.
Стемнело. Большая красивая малока. Я лежу в гамаке, делая записи о прошедшем дне. Немного в стороне развесили свои гамаки наши проводники кабияри и таивано - они оживленно беседуют между собой, у них мамбеадеро. Рядом со мной гамак моей спутницы, которую я каждый день знакомлю с этнографией региона.
- Мне вот интересно, на каком языке говорят наши проводники между собой, язык кабияри относится к аравакской семье, а таивано принадлежит к группе тукано, - соображаю я вслух.
- Да, Андрей, интересно, я тоже заметила, наш добродушный немного застенчивый моторист, давай называть его медвежонком, мне кажется, он вообще говорит на каком-то отдельном очень красивом диалекте, - спать пока не хочется и моя напарница подключается к разговору.
- В смысле, Нора, какой еще красивый диалект, он вроде бы кабияри, - никак не могу понять.
- Ну, ты разве не слышишь, у него почти прононс, такое мягкое гортанное бубу-бу-бубу-бу-бу...
Ну, кто же из антропологов не знает этот колумбийский прононс у коренных народов колумбийской Амазонии - бубу-бу-бубу-бу-бу:))
- А-а, Нора, я тебя понял, просто наш медвежонок почти все время находится с мамбе во рту...а ты, кстати, только что открыла для антропологии новый диалект - "колумбийский прононс":))
В этот момент моя спутница стала немного лучше разбираться в этнографии коренных жителей региона, а у меня появился новый мем из любимой мной серии "такая вот этнография с антропологией":))
Вид из строящейся малоки. Фото А.А. Матусовский, 2023 г.
P.S. В России лист коки включен в качестве наркотического средства в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю (оборот запрещен). В странах Южной Америки право коренных народов на использование коки и других галлюциногенов никак не регулируется, хотя употребление порошка из листьев коки встречается повсеместно. На законодательном уровне оборот производимых из коки наркотических веществ запрещен. Я не пропагандирую употребление наркотиков, психотропных веществ или каких бы то ни было других запрещенных веществ и категорически осуждаю производство, распространение, употребление, рекламу и пропаганду запрещенных веществ.