Маршрут экспедиции. Красный цвет-основной маршрут. Зеленый-альтернативный. |
Общины
яномамо, чьи названия имеют отличительные характерные окончания -тери
или –теди, разбросаны на обширной площади, покрытой тропическими лесами
на юге Венесуэлы и севере Бразилии. Степень их вовлеченности в жизнь
национальных обществ Венесуэлы и Бразилии и сохранности ими традиционной
культуры значительно разнится.
Жители
деревень, расположенных вблизи крупных рек, хорошо знакомы с
современной цивилизацией. Другие, живущие на берегах отдаленных
притоков, имеют поверхностное представление о том, что происходит за
границей их племенной территории. Еще и сегодня есть отдельные общины
яномамо, не имеющие прямых контактов с внешним миром и продолжающие
вести изолированный образ жизни.
Индейцы яномамо. Фото Матусовского А.А. 2004 г. |
Причудливым
образом в культуре этого народа переплетается старое и новое.
Большинство яномамо сегодня носят одежду, многие знают испанский или
португальский языки, исповедуют христианскую религию. При этом
продолжают практиковать традиционные ритуалы с галлюциногенным порошком
йопо, помогающим им общаться с духами-хекура, во многих деревнях есть
свои шаманы, и народ им верит. А в наиболее отдаленных и изолированных
сообществах яномамо продолжают съедать с банановой кашей прах умерших
родственников. Межобщинные конфликты, возникающие в основном из-за
похищения женщин и нередко доходящие до кровопролитий, происходят среди
яномамо и по сей день. Яномамо - гордый и самодостаточный народ.
Национальная гвардия Венесуэлы не вмешивается в такие распри.
Предвидя
возможные объективные сложности административного характера, которые
могут возникнуть в Амазонии и повлиять на осуществление задуманных
планов, экспедиция проекта планирует два маршрута: основной и
альтернативный.
Индейцы яномамо. Фото Матусовского А.А. 2004 г. |
Основной
маршрут. Наша группа, пройдя пороги на реке Путако, притоке реки Окамо,
достигнет гор Серра Парима – района, из которого в 19 в. началось
расселение яномамо на земли юга Венесуэлы и севера Бразилии. Бассейн
реки Путако – одно из тех мест, где яномамо продолжают строить и жить в
общинных домах – шабоно, сохраняя традиционный образ жизни. На пути
экспедиции будут встречаться деревни яномамо, как тесно контактирующие с
внешним миром, так и ведущие замкнутый изолированный образ жизни, что
позволит участникам проекта провести всестороннее исследование
современной культуры яномамо бассейнов рек Ориноко-Окамо-Путако. В наших
планах не только многодневное пребывание в одной из деревень яномамо на
реке Путако, но и возможный пеший переход по джунглям к изолированным
шабоно на венесуэльско-бразильской границе. Высокая плотность
расположения шабоно в этом районе позволяет осуществить эту задумку. Все
будет зависеть от расположенности местных индейцев, наличия
достаточного времени и физических кондиций членов экспедиции.
В
случае возникновения обстоятельств, способных негативно повлиять на
прохождение основного маршрута в бассейне реки Путако и горах Серра
Парима, экспедиция проекта, рассчитывая время и возможности, осуществит
альтернативный вариант – отправится к яномамо общины маракатери на реке
Сиапа (Матапири).
Девочка епропотери. Фото Матусовского А.А. 2004 г. |
Альтернативный
маршрут. Большое шабоно яномамо общины иронаси, изолированное от
внешнего мира многочисленными порогами, стоит немного выше среднего
течения реки Сиапы (Матапире). Несколько лет назад часть людей иронаси,
желая быть ближе к большой реке, в надежде получать различные товары от
белых людей, покинула родное селение, решив построить свою отдельную
деревню. Они основали ее в трех днях пути от шабоно иронаси, ниже
порогов на реке Сиапа (Матапири), дав ей название Маракатери. Спустя
некоторое время Маракатери покинула часть ее жителей, которые
отправились жить к яномамо общины мичи-мичи, чье шабоно расположилось
среди гор и джунглей верхнего течения реки Сиапы (Матапире) в восьми
днях пути от Маракатери. Оценка на местности физического и
психологического состояния участников проекта и необходимого количества
времени позволит принять решение либо о более длительном пребывании в
общине маракатери, либо о вероятном дальнейшем движении к изолированным
шабоно иронаси или мичи-мичи.
Экспедиция
проекта будет располагать всеми необходимыми техническими средствами,
позволяющими осуществлять аудио-визуальное документирование жизни
индейцев яномамо в венесуэльской Амазонии. Планируется создание
видеофильма. К сотрудничеству
по популяризации материалов, привезенных экспедицией проекта,
приглашаются все заинтересованные организации и частные лица. В беседе и
диалоге никому не будет отказано.