четверг, 30 апреля 2015 г.

Музей золота в Боготе и индейцы Амазонии

Экспозиция в музее золота в Боготе тщательно продумана: сначала посетитель видит как происходил процесс добычи и обработки золота, каким образом и при помощи каких инструментов из него изготавливались предметы культа и быта; затем идут залы, в которых выставлены многочисленные золотые артефакты древних индейских культур колумбийского высокогорья. Рядом с каждым экспонатом располагаются сопроводительные таблички с пояснительным текстом. Даже непосвященному посетителю легко во всем разобраться - все увлекательно и интересно, научно обоснованно. Думаю, поэтому музей золота в Боготе имеет такую популярность. Будете в Боготе - заходите, не пожалеете. Рекомендую!
Смотреть со звуком

... но я не об этом. Каждый найдет свое - если знает что ищет. Я, конечно, искал в музее золота в Боготе индейцев Амазонии. Нет, индейцы колумбийской Амазонии не изготавливали золотые изделия. Но среди тематических разделов в музее имелись такие, как, к примеру, «шаманские принадлежности», знакомящие с инструментарием колумбийских индейских шаманов.
Так, в культуре местных индейских племен, как в районе высокогорий, так и на территории Амазонской и Оринокской низменности, употребление различных наркотических и галлюциногенных веществ (табака (Nicotiana), порошков из листьев коки (Erythroxylum coca) или семян Anadenanthera peregrina, отвара из лианы Banisteriopsis caapi) является неотъемлемой частью их традиционных религиозных верований. В состоянии транса шаман отправляется в мир духов, где общается с ними.
Порошок из листьев коки, повсеместно именуемый в колумбийской Амазонии кахи, принимают небольшими порциями, кладя в рот с помощью маленькой костяной ложечки.
Порошок из семян Anadenanthera peregrina участники ритуала вдувают друг другу в нос с помощью короткой полой костяной трубочки. Во время экспедиции к индейцам барасана и татуйо я также наблюдал как мужчины самостоятельно вдували порошок себе в нос, используя для этого специальное приспособление, состоящее из двух коротких полых костяных трубочек, расходившихся в разные стороны, но скрепленных между собой с одного конца пчелиным воском. Они вставляли себе в ноздри одну из трубочек, набитую порошком, а другую брали в рот и с силой резко продували через нее воздух.
Отвар из лианы Banisteriopsis caapi, больше известный как аяуаска, характерен для многих аборигенных культур на северо-западе, западе и юго-западе бассейна Амазонки. В большинстве известных случаев отрезки лианы Banisteriopsis caapi варят в течение продолжительного времени, добавляя в отвар различные дополнительные растительные ингредиенты.
У барасана и татуйо на реке Пира-Парана мне довелось наблюдать приготовление питья из лианы Banisteriopsis caapi особенным способом. Куски лианы размочаливались деревянным пестиком в специальном предназначенном для этого деревянном корыте. Размочалив лиану до состояния мелкой щепы, ее сочащиеся кусочки бросали в емкость с сырой некипяченой водой. Вода насыщалась соком лианы, окрашиваясь в темно-коричневый цвет. Взвесь, оседавшую на дно, вылавливали руками и перед тем как ее удалить выжимали из нее остатки сока. Отжатые шарики складывал назад в деревянное корыто. Барасана и татуйо пили "сырую" аяуаску, не отваривая ее на огне.
Индейцы Амазонии в коридорах музея золота в Боготе
На фото справа - голография малоки макуна на реке Пира-Парана
Тематические витрины "шаманские принадлежности"