Экспозиция в музее золота в Боготе тщательно продумана: сначала посетитель видит как происходил процесс
добычи и обработки золота, каким образом и при помощи каких инструментов из
него изготавливались предметы культа и быта; затем идут залы, в которых выставлены
многочисленные золотые артефакты древних индейских культур колумбийского
высокогорья. Рядом с каждым экспонатом располагаются сопроводительные таблички
с пояснительным текстом. Даже непосвященному посетителю легко во всем разобраться
- все увлекательно и интересно, научно обоснованно. Думаю, поэтому музей золота
в Боготе имеет такую популярность. Будете в Боготе - заходите, не
пожалеете. Рекомендую!
Смотреть со звуком
... но я не об этом. Каждый найдет свое - если знает что ищет. Я,
конечно, искал в музее золота в Боготе индейцев Амазонии. Нет, индейцы
колумбийской Амазонии не изготавливали золотые изделия. Но среди тематических
разделов в музее имелись такие, как, к примеру, «шаманские принадлежности», знакомящие
с инструментарием колумбийских индейских шаманов.
Так, в культуре местных индейских племен, как в районе высокогорий, так
и на территории Амазонской и Оринокской низменности, употребление различных
наркотических и галлюциногенных
веществ (табака (Nicotiana), порошков из листьев коки (Erythroxylum coca) или семян Anadenanthera peregrina,
отвара из лианы Banisteriopsis caapi) является неотъемлемой частью их традиционных
религиозных верований. В состоянии транса шаман отправляется в мир духов, где общается
с ними.
Порошок из
листьев коки, повсеместно именуемый в колумбийской Амазонии кахи, принимают
небольшими порциями, кладя в рот с помощью маленькой костяной ложечки.
Порошок из семян
Anadenanthera peregrina участники ритуала вдувают друг другу в нос с помощью короткой
полой костяной трубочки. Во время экспедиции к индейцам барасана и татуйо я
также наблюдал как мужчины самостоятельно вдували порошок себе в нос,
используя для этого специальное приспособление, состоящее из двух коротких
полых костяных трубочек, расходившихся в разные стороны, но скрепленных между
собой с одного конца пчелиным воском. Они вставляли себе в ноздри одну из
трубочек, набитую порошком, а другую брали в рот и с силой резко продували через
нее воздух.
Отвар из лианы Banisteriopsis caapi, больше известный как аяуаска, характерен для многих
аборигенных культур на северо-западе, западе и юго-западе бассейна Амазонки. В
большинстве известных случаев отрезки лианы Banisteriopsis caapi варят в течение продолжительного времени, добавляя в отвар
различные дополнительные растительные ингредиенты.
У барасана и татуйо на реке Пира-Парана мне
довелось наблюдать приготовление питья из лианы Banisteriopsis caapi особенным способом. Куски лианы размочаливались
деревянным пестиком в специальном предназначенном для этого деревянном корыте.
Размочалив лиану до состояния мелкой щепы, ее сочащиеся кусочки бросали в емкость
с сырой некипяченой водой. Вода насыщалась соком лианы, окрашиваясь в
темно-коричневый цвет. Взвесь, оседавшую на дно, вылавливали руками и перед тем
как ее удалить выжимали из нее остатки сока. Отжатые шарики складывал назад в
деревянное корыто. Барасана и татуйо пили "сырую" аяуаску, не отваривая
ее на огне.
Индейцы Амазонии в коридорах музея золота в Боготе
На фото справа - голография малоки макуна на реке Пира-Парана
Тематические витрины "шаманские принадлежности"