Сегодня поставил зачет с оценкой студентам 2 курса Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, которым преподавал "Историю и социальную антропологию Латинской Америки". Большинство студентов получили положительные оценки, хотя, конечно, нашлись и те, которые не так хорошо усвоили материал, а у одной студентки из-за всей этой ситуации с пандемией и вовсе случился "приступ депрессии", так и не позволивший ей взять себя в руки, и она не получила зачет.
В процессе обучения студенты получили от меня задание подготовить рефераты по любой интересующей их теме по истории, культуре или этнографии Латинской Америки. Я не знаю, по какому принципу каждый из них выбирал тему, подозреваю, что большинство ориентировались, скорее всего, на возможность раздобыть литературу. Вероятно, поэтому было много работ по высоким культурам Мексики и Андского региона. Однако в целом разброс тем и интересов меня удивил и порадовал: от Огненной земли до Мексики, от традиционных культур охотников-собирателей до высоких культур Мексики и Андского региона, от древнего искусства до современных социокультурных процессов в жизни народов Латинской Америки.
Хочу рассказать о двух рефератах. Одна студентка писала об аяуаске, анализируя интерес представителей западной культуры к этому шаманскому питью коренных жителей Амазонии и отношение индигенов к приезжающим на ритуалы аяуаски. Приятно было видеть, что она проявила инициативу и анализировала литературу по теме на иностранных языках, не входящую в список рекомендуемой по курсу. Это дало свой результат, автор реферата успешно разобралась в теме и сделала корректные взвешенные выводы.
Другую студентку интересовала жизнь старообрядцев в Южной Америке. Ее подход был вовсе замечательный. Она поняла сразу, что литературы по интересующей ее теме очень мало, тогда она провела, по сути, полевое исследование - единственная в своей группе - она анализировала интервью со старообрядцами, живущими в Южной Америке, в большом количестве представленные в Интернете, а также программы телевидения Уругвая; уловила нотки сарказма уругвайцев по отношению к соседствующим с ними бородачам, обратила внимание на советский ковер, висящий за спиной у интервьюируемых, и много других деталей. Как здорово. Хочет поехать в поле на Дальний Восток, к старообрядцам, переселившимся из Южной Америки в Россию.