"Поводом для совершения обрядов юрупари может явиться и строительство нового общинного дома, и первые месячные у девушки, и возвращение из удачной охотничьей экспедиции. Главные праздники устраиваются, однако, в связи со сбором плодов, которые идут на приготовление легких хмельных напитков." Березкин Ю.Е., доктор исторических наук, зав. отделом Америки Музея Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург.
В случае с нашей экспедицией к индейцам барасана поводом для проведения обряда дабукури (юрупари) явилось время созревания плодов гуамы (Inga sp.).
Плоды гуамы приносят к празднику дабукури (юрупари). Фото А.А. Матусовского, 2014 г. |
Плод гуамы. Фото А.А. Матусовского, 2014 г. |
Внутренний вид плода гуамы. Фото А.А. Матусовского, 2014 г. |
Традиция барасана запрещает женщинам и детям видеть священные музыкальные инструменты, им можно только слышать их голос, доносящийся из малоки. Шаман не разрешил мне снимать обряд на камеру. Современные барасана понимают, что фотографии священных флейт и горнов могут увидеть женщины и дети, тогда дух дабукури разгневается и может наслать болезнь или смерть на одну из них или ребенка, спровоцирует нападение в лесу ядовитых змей или ягуара. Поэтому вы не увидите здесь изображения священных инструментов дабукури.