среда, 28 июня 2017 г.

Американистика в Кунсткамере (1714-2014)

Было приятно обнаружить информацию о себе в монографии: Корсун С.А. Американистика в Кунсткамере (1714–2014) / С.А. Корсун; Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [отв. ред. Ю.Е. Березкин]. – Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2015. На самом деле передача некоторых фотографий из экспедиций к индейцам хоти, пиароа, яномамо, панаре в МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) состоялась не в 2007, а в 2006 г. В октябре 2006 г. я специально приехал в Санкт-Петербург на выставку "Ориноко: мир индейцев Амазонии". У меня была и другая причина посетить Кунсткамеру. К тому времени у меня накопился полевой материал, я хотел поделиться информацией по этнографии индейцев Амазонии с сотрудниками отдела этнографии народов Америки, наладить прямые контакты. Меня встретил Юрий Евгеньевич Березкин, заведующий отделом, он познакомил меня с сотрудниками отдела, мы вместе смотрели и комментировали выставку, в фондах музея я держал в руках подлинные экспедиционные материалы, привезенные А.В. Фричем в начале 20 в. из Гран-Чако.
        Скачать файл pdf монографии "Американистика в Кунсткамере".


С материалами А.В. Фрича в отделе этнографии народов Америки МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера).
Автор фото Ю.Е. Березкин, 2006 г.

четверг, 8 июня 2017 г.

Завершилась выставка "Таинство масок индейцев Амазонии"

     Завершилась выставка "Таинство масок индейцев Амазонии", экспонаты которой демонстрировались с 8 ноября 2016 г. по 31 мая 2017 г.  в этнографическом кабинете-музея им. Н.Н. Чебоксарова Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Спасибо ИЭА РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая за предоставленную для выставки площадку, д.и.н. Марине Юрьевне Мартыновой, директору института, проявившей живейший интерес к организации экспозиции по этнографии индейцев Амазонии, Христине Михайловне Турьинской, к.и.н., старшему научному сотруднику этнографического кабинета-музея им. Н.Н. Чебоксарова, оказавшей активное содействие в организации выставки.
                                             Х.М. Турьинская

среда, 7 июня 2017 г.

Музей антропологии МГУ (Россия, Москва): головной убор мундуруку

     В музее антропологии МГУ есть интересные вещи, относящиеся к культуре индейцев Южной Америки и индейцев Амазонии, в частности: плащ из растительных волокон индейцев омагуа, горны индейцев кадиувео, сосуд для воды индейцев гуарани и головной убор из перьев индейцев мундуруку. Все эти предметы демонстрируются на постоянной экспозиции. Я не знаю, есть ли в фондах музея еще экспонаты, относящиеся к культуре индейских этнических групп тропических лесов и саванн Южной Америки, - более закрытого музея я не знаю. Посетить его можно только в составе группы, по предварительной записи, пройдя кордоны охраны. Между тем в его фондах содержится несколько сотен тысяч единиц хранения, в том числе непосредственно относящиеся к этнографии различных народов мира. Есть шкафы с учетными карточками, но нет никаких печатных, электронных или он-лайн каталогов. Музею присвоен официальный статус, он очевидно имеет полное право претендовать на мировой уровень. Удивительная ситуация! Сотрудники музея отвечают, что все дело в отсутствии финансирования. Мне кажется, вполне можно и нужно подавать заявку на какой-либо грант, скажем, по работе по обработке и атрибутированию имеющихся в музее коллекций и отдельных предметов.
     Во время посещения музея я увидел в одной из витрин головной убор из перьев - это Амазония, понимаю, любой специалист издалека определит, что головной убор принадлежит индейцам мундуруку, проживающим в Бразилии. Подхожу ближе. Головной убор очень старый. Яркие длинные перья попугая ара, не поймешь, выглядят общипанными или поврежденными, мелкие перышки на плетеной шапочке, их удерживающей, поредели. Что вы думаете я читаю на сопроводительной надписи к головному убору мундуруку: "Головной убор, украшение. Южная Америка. Вторая половина XIX века. Растительное волокно, перья птиц." Все. Спрашиваю сотрудника музея: "Почему у вас головной убор не атрибутирован?"
     - Как не атрибутирован? - говорит, - вот же указано: "Головной убор, Южная Америка".
     Фантастика!
     Так вот - это головной убор индейцев мундуруку. Однако весьма интересно, каким образом головной убор мундуруку мог оказаться в музее антропологии МГУ. Из российских исследователей и путешественников у мундуруку была только экспедиция под руководством Г.И. Лангсдорфа, изучавшая внутренние области Бразилии в первой трети 19 в. На указателе в музее стоит: "Вторая половина XIX века". Значит, следует предположить, что в музее зафиксировано, описано, как и от кого он попал в музей. Почему тогда не указана этническая группа, конкретный человек или экспедиция? Или это корректная формулировка, замалчивание сотрудниками неполной информации о предмете? Мог ли головной убор мундуруку оказаться в Москве в музее антропологии МГУ, скажем, в качестве подарка из Санкт-Петербурга, из коллекции Г.И. Лангсдорфа, хранящейся в МАЭ (Кунсткамере) им. Петра Великого? Маловероятно. Удивительная музейная история!
     Головной убор индейцев мундуруку весьма редкий и ценный экспонат. Такие головные уборы можно увидеть лишь в немногих музейных коллекциях мира: в России в МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге, в музее антропологии МГУ в Москве, США в Peabody Museum (Harvard University, Cambridge, Massachusetts, USA), Испании в Museo de América (Madrid, España), вероятно, в Португалии (все-таки Бразилия была колонией Португалии) и, возможно, в Германии в Museum Fünf Kontinente (München, Deutschland; в залах не демонстрируется, но логично предположить, что такой головной убор можно встретить в фондах музея, т.к. немецкие натуралисты Johann Baptist Ritter von Spix и Carl Friedrich Phillip von Martius посещали мундуруку в начале 19 в.).      
Один из залов постоянной экспозиции в музее антропологии МГУ
Плащ из растительных волокон индейцев омагуа         У витрины с американскими предметами
Американские предметы на постоянной экспозиции музея антропологии МГУ
Головной убор мундуруку в музее антропологии МГУ
Воин мундуруку. Рисунок Эркюля Флоранса, участника экспедиции академика Г.И. Лангсдорфа, 1828
Манекен воина мундуруку. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера), 2017
Головной убор мундуруку в Peabody Museum (Harvard University, Cambridge, Massachusetts, USA)
Головной убор мундуруку в Museo de América (Madrid, España)
Мундуруку в головном уборе. Цветная литография. Экспедиция Spix и Martius, 1817

На головной убор индейцев мундуруку очень похож головной убор индейцев рикбактса, живущих в Бразилии на небольшом удалении от индейцев мундуруку. Главное отличие - у рикбактса нет плетеной шапочки, удерживающей перья.
Головной убор индейцев рикбактса. Museo de Culturas Indigenas (Iquitos, Peru), 2017
Головной убор индейцев рикбактса. Musées royaux d′Art et d′ Histoire/Musée du Cinquantenaire (Brussels, Belgium), 2014

вторник, 6 июня 2017 г.

МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера): постоянная экспозиция Латинская Америка

   5 июня 2017 г. в МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) состоялось открытие экспозиции, посвященной культуре народов Латинской Америки.
    Всего в собрании Кунсткамеры насчитывается более 8500 предметов, привезенных  почти из всех стран Латинской Америки. Четыреста наиболее ценных из них теперь будут доступны для обозрения. Среди экспонатов – образцы ритуальной одежды из лубяной материи, сделанной индейцами северо-западной Амазонии в XVIII-XIX вв.; головные уборы и украшения из перьев, привезенные в первой половине XIX в. из центральной Бразилии экспедицией академика Г.И. Лангсдорфа; костюмы индейских шаманов из западной Мексики, Гвианы и Парагвая; редкие образцы искусства индейцев кадувео, живущих на границе Бразилии и Парагвая, а также скульптура древних ацтеков, охотничье оружие и утварь огнеземельцев, головы-трофеи индейцев мундуруку и шуар, керамика из Древнего Перу.