четверг, 1 июля 2021 г.

XIV КАЭР, СЕКЦИЯ № 8 (7-8.07.2021 г.): ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В РОССИЙСКОЙ ЭТНОГРАФИИ И АНТРОПОЛОГИИ

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

7-8 июля 2021 г. в рамках XIV Конгресса антропологов и этнологов России (6-9.07.2021 г.) в онлайн режиме будет работать секция № 8: Исследование стран Латинской Америки в российской этнографии и антропологии.

Приглашаем вас посетить секцию № 8.

Ссылка на zoom конференцию секции № 8: 

https://zoom.us/j/92033685533?pwd=NTB5THFPSStGYldSM2JCU1FMRzE5QT09

Идентификатор конференции: 920 3368 5533 Код доступа: 892029

ПРОГРАММА РАБОТЫ СЕКЦИИ № 8

Формат выступления: доклад (30 минут) + обсуждение (10 минут).

7 ИЮЛЯ 2021 г. (среда)

08.00 – 12.00 (московское время): утреннее заседание

08.00-08.20. Вступительное слово руководителей секции Калюты А.В. и Матусовского А.А.

1. 08.20 – 09.00. КОСТОГРЫЗОВ Павел Игоревич (Институт философии и права УрО РАН (Екатеринбург), старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, pkostogryzov@yandex.ru)

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИННЫХ ИНСТИТУТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ АМЕРИКАНИСТИКЕ

Исследование общинных институтов давно стало одним из важных направлений мировой антропологии. Большой массив литературы посвящен, в частности, латиноамериканским общинам – как традиционным общинам коренных народов, так и возникающим в урбанизированных и полуурбанизированных (трущобы) зонах. Российские ученые стали проявлять интерес к этой тематике относительно недавно. Вместе тем, в отечественной латиноамериканистике существует самостоятельная научная традиция изучения общины в Латинской Америке – это еще советская традиция, основанная на марксистском подходе. Несмотря на неактуальность теоретических постулатов, лежащих в ее основе, она имеет ряд несомненных научных достижений, которые не следует отбрасывать. В докладе предпринимается попытка охарактеризовать современное состояние общинных исследований применительно к странам Латиноамериканского региона.

2. 09.05 – 09.45. СЕКАЧЕВА Дарья Сергеевна (Мезоамериканский центр им. Ю.В. Кнорозова Российского Государственного Гуманитарного Университета (Москва), младший научный сотрудник, daria.baida@gmail.com); ХОХРЯКОВА Сандра Альгимантасовна (Мезоамериканский центр им. Ю.В. Кнорозова Российского Государственного Гуманитарного Университета (Москва), младший научный сотрудник, s.viskanta@gmail.com))

ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ Ц’ИТБАЛЬЧЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ МАЙЯ В РАННЕКОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

В 1942 г. в руки к известному исследователю культуры майя Альфредо Баррере Васкесу попала рукопись, в дальнейшем известная под названием «Песнопения из Ц’итбальче». Рукопись состояла из 18 страниц испанской бумаги, сшитых с одной стороны, написанная на юкатекском с использованием латинского алфавита, прописными буквами. Формат оформления схож с европейскими сборниками стихов. Спустя два года Баррера Васкес сделал предварительный анализ текста и издал его в журнале «Tlalocan». По мнению исследователя манускрипт скорее всего был создан в XVIII в., хотя явно является копией более ранней рукописи. Некоторые части содержания вероятно относятся к XV в., а отдельные сюжеты имеют очевидную связь с доколониальным временем. Этот источник показывает, как майя в раннеколониальный период стремятся сохранить свою историческую память и приспособиться к новым условиям. Полноценная публикация «Песнопений» вышла лишь в 1965 г. под редакцией Барреры  Васкеса, вызвав интерес и других исследователей. Работу над переводом «Песнопений» на русский язык начал Ю.В. Кнорозов вскоре после их публикации. В конце 1970-х гг.  к работе над источником приступила Г.Г. Ершова. Предварительные версии ее переводов были опубликованы в 1992 и 2000 гг. В 2020 г. коллектив Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова РГГУ подготовил первую публикацию этого поэтического памятника на русском языке с развернутым историко-филологическим комментарием. Работа выполнена по гранту Российского научного фонда (проект № 18-18-00454).

3. 09.50 – 10.30. АКИМУШКИНА Ирина Ивановна (Российский Государственный Гуманитарный Университет (Москва), факультет международных отношений и зарубежного регионоведения, кафедра американских исследований, доцент, кандидат исторических наук, valir3@yahoo.com)

ИНДЕЙЦЫ ГУАРАНИ В РАБОТАХ СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ ЛАТИНОАМЕРИКАНИСТОВ

Советские и российские ученые латиноамериканисты внесли и вносят существенный вклад в изучение этнографии и проблем, с которыми сталкиваются индейские народы Андских стран и Амазонии сегодня. Однако один из многочисленных индейских народов Южной Америки, гуарани, не был предметом изучения советских этнографов в силу целого ряда причин: политических племена гуарани проживали на территории Парагвая и Бразилии, где у власти долгое время находились правые военные режимы, с которыми у СССР не было дипломатических отношенй, экономических, в 90-е годы ХХ века, когда этнографы не могли выезжать в научные экспедиции, ввиду отсутствия их финансирования. В XXI в. финансирование научных проектов в России частично улучшилось, что позволило многим этнографам (а также благодаря зарубежным грантам), выезжать в этнографические экспедиции и научные командировки, в том числе и в Латинскую Америку. Одним из таких ученых был Н.В.Ракуц, изучавший многие индейские народы Южной Америки в том числе гуарани. В своих работах ученый показал большой вклад Ордена Иезуитов в христианизацию индейцев гуарани, в сохранение их языка, культуры и также распространения образования среди этого народа. Благодаря политике Ордена Иезуитов в современном Парагвае два языка являются равноправно государственными: испанский и гуарани. Н.В.Ракуц также изучал современного положения индейцев гуарани, проживающих на территории сразу нескольких стран - Аргентины, Бразилии, Боливии и Парагвая.

4. 10.35 – 11.15. ИГНАТЬЕВ Симон Кириллович (Российский Государственный Гуманитарный Университет (Москва), Учебно-научный центр социальной антропологии, студент бакалавриата IV курса, rabbitinglass93@gmail.com)

ПОСТАНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ И ПТИЦ В СРЕДНЕЙ АМЕРИКЕ

Коренные народы на протяжении многих поколений накапливали знания о своём взаимодействии с физическим и духовным миром. Знания, полученные в результате этих процессов, уникальны для конкретной группы коренного населения и конкретного географического положения. Исследования взаимоотношений птиц и людей в различных культурах в современных методах рассматриваются с двух сторон. Первый - это ставить на первое место локальные экологические знания коренных народов, не ставя западно-научное знание выше локально-традиционного и не делая его менее объективным. Это работы преимущественно в деколониальном спектре подходов Indigenous Ecologies, в которых на первое место ставятся мировоззрения людей в постколониальных коллективах, переплетенные с религиозными представлениями, “философиями”, языками, политическими идеологиями и знаниями об экологии. Второе направление исследований связано напрямую с западной постгуманистической научной мыслью, в которой переосмысляются онтологические различия между рядом таких дихотомий, как природа/культура, субъект/объект, человек/технологии, человеческое/не-человеческое. Основной подход таких исследований заключается в признании взаимосвязи и неотделимости людей от других форм жизни, а также в рассмотрении не-человеческого наравне с человеческим. Рассматривая схожести и различия постгуманистического и деколониального подхода исследований взаимоотношений птиц и людей Средней Америки, будет виден определенный конфликт, так как первый может игнорировать параллельное существование других космологий и картин мира, но несмотря на это выходя из рамок евроцентризма и антропоцентризма, что также присуще второму подходу.

12.00 – 13.00 (московское время): обеденный перерыв

13.00 – 17.00 (московское время): вечернее заседание

1. 13.05 – 13.45. КАЛЮТА Анастасия Валерьевна (Санкт-Петербургский институт истории РАН (Санкт-Петербург), младший научный сотрудник, кандидат исторических наук, anastasiakalyuta@mail.ru)

ДУХОВНЫЙ МИР ИСПАНСКИХ КОНКИСТАДОРОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ XX-XXI ВЕКОВ

Духовный мир конкистадоров давно привлекал внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей и писателей.  В  зарубежной и отечественной историографии  уже давно сложились две противоположные точки  зрения относительно  менталитета конкистадоров. Согласно первой из них конкистадоры были яркими представителями эпохи Ренессанса. Мировоззрению  завоевателей Нового Света, по мнению сторонников данной точки зрения, был свойственен индивидуализм,  вера в безграничные возможности человека, жажду подвига, желание увековечить свое имя, юридическое мышление и практицизм. Приверженцы второй точки зрения утверждают, что, несмотря на уникальный опыт знакомства с реалиями Нового Света, конкистадоры оставались людьми позднего Средневековья. Религиозные, политические, правовые и культурные взгляды  завоевателей не претерпели существенных изменений со времени их юности в Испании в  эпоху завершения Реконкисты - длительных войн христианских королевств с мусульманскими государствами на Пиренейском полуострове, которые продолжались восемь столетий. В настоящем докладе в свете письменных  источников, созданных самими конкистадорами, рассматриваются аргумента за и против каждой из этих двух основных точек зрения на завоевание и колонизацию испанцами Северной и Южной Америк. 

2. 13.50 – 14.30. КАСТРО СТЕПАНОВА Александра Андреа (аспирантка кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), научный сотрудник Центра палеоэтнологических исследований (Москва), aacas06@gmail.com; ПЕЖЕМСКИЙ Денис Валерьевич, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник НИИ и Музея антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), директор Центра палеоэтнологических исследований (Москва)pezhemsky@yandex.ru; ФЕДОРЧУК Ольга Алексеевна, аспирантка кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), научный сотрудник Центра палеоэтнологических исследований (Москва), lela.fed@yandex.ru))

КРАНИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И ЕГО СВЯЗЬ С ПОПУЛЯЦИЯМИ АЗИИ

Антропологический состав населения Латинской Америки изучается давно, в том числе методами краниометрии. Однако, в связи со спецификой региона, это сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, распространенность традиции искусственной деформации головы исключает из межгруппового анализа существенное количество краниометрических данных. Во-вторых, большинство имеющихся краниологических серий плохо документированы, так как были собраны более 100 лет назад, когда отношение к первичной информации было иным. Теперь это препятствует применению популяционного подхода при межгрупповых сопоставлениях. По этим причинам количество серий, использованных в нашей работе, невелико. Целью исследования было описание краниологического разнообразия населения Латинской Америки, сравнение выборок между собой, сопоставление их с популяциями Северной Азии. В работу вошли литературные данные по 15-ти группам с территории Южной Америки и одной группы с территории Мексики. Насколько нам известно, эти краниологические серии не имеют в своем составе деформированных черепов. Сколь-нибудь точных датировок для исследуемых выборок найдено не было, что пока заставляет работать с ними обобщенно. В результате проведенного сравнения была отмечена сильная обособленность групп из Патагонии, в том числе их выраженное отличие от огнеземельцев. Ботокуды и серия из Лагоа-Санта (Бразилия) наиболее схожи с группами Перу и Мексики, которые также близки друг другу в краниометрическом отношении. Из азиатских групп к американским популяциям наиболее близки чукчи, эскимосы и ульчи.

3. 14.35 – 15.15. МИСЮК Арсений Владимирович (ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет (Тольятти), студент бакалавриата III курса, misyuk14@mail.ru)

СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ АМЕРИКАНИСТИКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В докладе рассматривается текущее положение отечественной латиноамериканистики как отдельного направления российской антропологии, анализируются тенденции и основные проблемы ее развития, а также предлагаются возможные способы решения данных проблем. Современные отечественные латиноамериканисты, несмотря на ряд проблем – финансовых, дефицит новых кадров и отсутствие постоянного научного дискурса в рамках направления, проводят исследования, которые опираются не только на наработки предшественников, но и реализуют актуальные полевые исследования в Латинской Америки. Важное место в современной российской латиноамериканистике занимают частные проекты. Материалы и результаты, получаемые в ходе их успешной реализации, обретают вес в российской и зарубежной науке. Продуктивность частных проектов, ориентированных на изучение различных сторон истории и культуры Латинской Америки, обусловлена профессиональной подготовкой специалистов, участвующих в проектах, их личной заинтересованностью, а также мобильностью в принятии решений, связанных с поиском финансирования.

4. 15.20 – 16.00. НОВОСЁЛОВА Елена Владимировна (РТУ МИРЭА (Москва), старший преподаватель, кандидат исторических наук, Helena-Novoselova@yandex.ru)

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ АНДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

Изучение религии древних Анд в нашей стране прошло в своем развитии ряд этапов, тесно связанных с судьбой истории и этнографии в целом. Каждому из этих этапов присущ определенный набор характеристик. За точку отчета мы возьмем 1940-50-е гг., когда в СССР выходят первые работы, в которых опосредованно затрагивается тема религии (в частности, IV том «Всемирной истории» (1958), «Народы Америки» (1959)). При этом в русле исторического материализма данная тематика рассматривалась как периферийная и вспомогательная по отношению к социально-экономическому развитию общества. Следующий этап развития отечественной американистики (с 60-70 гг) характеризуется большим разнообразием тематики исследований и более пристальным вниманием к проблемам религии и мировоззрения, хотя и в рамках марксизма. Этот этап связан в первую очередь с деятельностью таких исследователей Адской цивилизации, как В.А. Башилов и Е.Ю. Березкин. Современный этап (с 1990-х гг.) характеризуется как большим разнообразием тематики в рамках религиоведческих проблем, так и количественным ростом исследований.

5. 16.05 – 16.45. НОСКОВ Дмитрий Владимирович (независимый исследователь (Москва),  nodim@list.ru)

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРИМЕР ЦЕНТРАЛЬНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ АНДСКОГО РЕГИОНА

Доклад на примере центрального побережья андского региона в доколумбовый период посвящён одному из популярных вопросов исследования дописьменных политий - как изучать социополитическую организацию обществ, известных только по археологическим данным, и какую помощь могут оказать в этом концепции из области политической антропологии? В первой части доклада с акцентом на антропологические концепции осуществляется историографический обзор подходов к изучению политогенеза, форм и эволюции социополитической организации в Центральных Андах. Во второй части доклада осуществляется анализ применимости ключевых концепций по отношению к изучению политий центрального побережья.

8 ИЮЛЯ 2021 г. (четверг)

08.00 – 12.00 (московское время): утреннее заседание

08.00-08.10. Вступительное слово руководителей секции Калюты А.В. и Матусовского А.А.

1. 08.15-08.55. СОБОЛЕВА Елена Станиславовна (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт - Петербург), отдел этнографии Южной и Юго-Западной Азии, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, soboleva@kunstkamera.ru; СОРОКИНА Софья Павловна (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт - Петербург), отдел учета, ведущий специалист по учетно-хранительской документации, msp@kunstkamera.ru))

КУЛЬТУРА ПАТАГОНИИ И ОГНЕННОЙ ЗЕМЛИ В ЗАПИСКАХ УЧАСТНИКОВ ВТОРОЙ РУССКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В ЮЖНУЮ АМЕРИКУ (1914-1915 ГГ.)

В 1915 г. сразу двое участников Второй русской (студенческой) экспедиции в Южную Америку посетили южную оконечность материка. В марте Ф.А. Фиельтруп прошел на учебном фрегате ВМФ Аргентины «Presidente Sarmiento» из Атлантического океана в Тихий по каналам с остановками в Ушуае, Пунта-Аренас и других гаванях. Там он встречался с известными исследователями, посещал музеи, совершал археологические раскопки. С.В. Гейман после успешной работы в Араукании (Чили) в марте-апреле через Патагонию вернулся в Буэнос-Айрес. Он тесно общался с местной интеллигенцией, был принят в общинах эмигрантов, аргентинская пресса публиковала его заметки. В Пунта-Аренас (Чили) в музее миссионеров-салезианцев С.В. Гейман изучил материальную культуру индейцев алакалуфов и яганов. На о-ве Огненная Земля близ г. Ушуая (Аргентина) при содействии Лукаса Бриджеса он познакомился с индейцами óна (селькнам), жившими и работавшими в основанной братьями Бриджесами эстансии; в дневнике описан быт, религиозные обычаи, праздники, обряды заключения брака и похорон, способы росписи тела, приведен словник из 76 слов óна. Этнографические предметы, фотографии, архивные материалы хранятся в МАЭ (Кунсткамера) РАН и в Этнографическом музее Университета Буэнос-Айреса. Неопубликованные дневники С.В. Геймана и Ф.А. Фиельструпа дополняют друг друга и являются интересным источником по истории и этнографии региона. Работа выполнена по проекту РФФИ № 19-09-00233 «Изучение материалов Второй Русской Экспедиции в Южную Америку (1914-1915 гг.)»

2. 09.00-09.40. МАТУСОВСКИЙ Андрей Александрович (Российский Государственный Гуманитарный Университет (Москва), Учебно-научный центр социальной антропологии, доцент, кандидат философских наук, AndreyMatusovskiy@rambler.ru)

ТАНЕЦ ТАПИРА У ТАИВАНО: МОДЕЛЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И КОНТЕКСТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (КОЛУМБИЯ, АМАЗОНИЯ)

Разновидностью социальной активности у таивано (колумбийская Амазония), являются коллективные танцы, устраиваемые несколько раз в год по различным поводам. Для организации коллективных танцев община должна располагать экономическими и людскими ресурсами, способными обеспечить проведение праздника. Данный тип коллективных танцев не связан с календарной религиозной обрядностью. Устраивая многолюдные праздники, община стремится повысить свой социальный статус в глазах гостей. Став гостем на коллективном празднике таивано, я столкнулся с  ограничениями, которые установили хозяева. В частности, запреты касались возможности осуществления фото- и видеосъемки. Запреты основывались на стойком убеждении таивано, что белые снимают фильмы об их традиционной культуре, а потом возвращаются в свои города, продают эти фильмы, пишут книги, зарабатывая на этом большие деньги, а таивано от этой деятельности ничего не получают. Казалось, мои объяснения, что фото- и видеосъемки нужны не для коммерции, а для науки, не помогли. Вскоре таивано неожиданно изменили свое решение и предложили сделать единичные фото и видео за небольшие деньги, но с условием, что этот материал будет использован мной только для "себя", "для науки", а не для продажи. Данная ситуация интересна для антропологического анализа. Таивано стремились повысить свой авторитет в глазах соплеменников, приглашая на ритуал белых. Однако они пытались продать часть своей традиционной культуры, но, по сути, транслировать ее в другое социокультурное пространство.

3. 09.45-10.25. ИСТОМИН Алексей Александрович (Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва), ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук, alaist-2009@mail.ru)

ИССЛЕДОВАТЕЛИ-ИНДЕАНИСТЫ В ИНСТИТУТЕ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ АН СССР В 1970-1980-Е ГОДЫ

Деятельность Института Латинской Америки АН СССР (ныне РАН) была сосредоточена почти исключительно на изучении современных экономических и социально-политических процессов на латиноамериканском субконтиненте. Тем не менее, благодаря различным обстоятельствам, которые рассматриваются в статье, некоторые его сотрудники (Ю.А. Зубрицкий, В.А. Кузьмищев, И.К. Самаркина, Т.В. Гончарова) смогли заниматься непопулярной в Институте индейской темой, в том числе в историческом разрезе. В докладе рассматриваются специфика и результаты этих исследований через призму своеобразия личности указанных специалистов, понимаемой в социально-историческом контексте.

4. 10.30-11.10. СРАПЯН Елена Оганесовна (Европейский университет (Санкт-Петербург), факультет антропологии, студентка магистратуры I курса, esrapian@eu.spb.ru)

ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО: ПЕРСПЕКТИВИЗМ И РАБОТА С НОВЫМИ ОНТОЛОГИЯМИ В АМАЗОНСКОМ ПОЛЕ КАК ПОДХОД ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

С появлением литературы онтологического поворота (Бруно Латур, Филипп Дескола, Эдуарду Вивейруш де Кастру) возможности полевой работы с амазонскими народами расширились: попытка оторваться от европоцентрический парадигмы привнесла не только новую оптику для работы с уже известными исследователям темами и вопросами, но и для изучения трансформаций восприятия новых для амазонских культур акторов. Постколониальный взгляд, который дает такая точка зрения, может оказаться не только более актуальным по сравнению с прошлыми теоретическими базами, но и существенно обогатить исследование неожиданными точками зрения информантов. В этом докладе я планирую рассмотреть возможности применения нового подхода на примере изучения восприятия пандемии и ее акторов: самого вируса, предметов извне и посторонних для общины людей. Как правило, литература онтологического поворота рассматривается как база для теоретических дискуссий, но перспективизм можно и нужно использовать в полевой работе с классическими для антропологии качественными методами: из диалогов с информантами мы можем узнать, как новые нарративы вплетаются в существующую картину мира. В доклад войдет краткий обзор литературы. Также в нем будут отмечены особенности подхода, которые можно использовать при работе в поле.

5. 11.15-11.55. ПЕРШИНА Любовь Борисовна (независимый исследователь (Санкт-Петербург), магистр социальной антропологии (Национальный университет Мехико, Мексика), lubkamex@gmail.com)

ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОЙ ФОРМЫ ПОСТФОЛЬКЛОРА В МАТЕРИАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ГОРОДЕ МЕХИКО. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЛЕВЫХ МАТЕРИАЛОВ

В свете последних событий в связи с коронавирусом  в городе Мехико, как в отдельном функционирующем по своим законам  конгломерате городской культуры,  сложилась очень интересная социально-культурная картина. В докладе хотелось бы рассмотреть один из аспектов этой  картины. Коронавирус как источник, или причина спровоцировавшая очередной виток  обогащения и обновления новой городской культуры Мехико, и формирование особой формы пост-фольклора (в  культурологическом аспекте): новое художественное народное творчество: орнаментика, одежда, украшения, граффити.  Обновление реальности  городской культуры через включение COVIDа  в современный городской фольклор и материальную  пост-фольклорную культуру. В качестве материала полевого исследования я буду рассматривать: защитные маски от коронавируса и некоторые другие элементы одежды и украшений и неформального искусства, такие как графитти, которые создавались и продолжают создаваться в Мехико. А также формы собственно песенного фольклора – песни (нескольких жанров мексиканской музыки), созданные в ответ на явление «коронавирус».

12.00 – 13.00 (московское время): обеденный перерыв

13.00 – 17.00 (московское время): вечернее заседание

1. 13.05-13.45. ГАВРИЛИНА Татьяна Александровна (Институт археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск), лаборант Отдела археологии палеометалла, сектор зарубежной археологии, tanyaesler@gmail.com; ТАБАРЕВ Андрей Владимирович Институт археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск), ведущий научный сотрудник Отдела археологии палеометалла, заведующий сектором зарубежной археологии, доктор исторических наук, olmec@yandex.ru)

ДЕЛО О НАДОЕДЛИВОМ ТИНТИНЕ: ДЕМОНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ В ТРАДИЦИОННОМ ФОЛЬКЛОРЕ ИНДЕЙЦЕВ МАНТЕНЬЯ, ЭКВАДОР (ИЗ АРХИВА РОССИЙСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 2014-18 ГГ.)

Авторы доклада обращаются к одному из интересных сюжетов, связанных с демоническим персонажем сельского фольклора индейцев мантенья-уанкавилка (провинция Санта-Элена) – «Тинтином» (El Tin Tin, Tintin, Tin-Tin). Его образ присутствует в устной традиции, в местной топонимике и своими корнями уходит в традиционные верования населения прибрежных районов Эквадора раннеколониального периода. Отдельные атрибуты позволяют связывать его происхождение с более ранним временем и древним мифологическим пластом культур Северных Анд. Миф о Тинтине имеет широкое территориальное распространение, отличаясь теми или иными деталями – в зависимости от региона или, даже чаще, от рассказчика. Встречается на протяжении практически всего эквадорского побережья: в г. Винсес он описывается как существо в шляпе, с когтями и зубами; в г. Кеведо – предстаёт в виде довольно высокого создания крупной комплекции. Красной нитью через большинство мифов проходит сюжет об опасности этого существа исключительно для женщин, независимо от их семейного положения – в отдельных случаях  подобным образом объясняется появление детей у незамужних дам. В современной трактовке Тинтин неразрывно связан с образом летучей мыши. В свою очередь, нам также представляется возможным проследить некоторые параллели и в археологическом материале. Так, например, на памятнике Капа Перро (провинция Манаби) было изучено поздневальдивийское (3800-3500 л.н.) погребение молодой женщины 15-20-ти лет с элементами шаманского ритуала - в абдоминальной области зафиксированы костные остатки летучей мыши.

2. 13.50-14.30. КОВАЛЕВА Ника Николаевна (Новосибирский государственный университет (Новосибирск), студентка бакалавриата IV курса, n.kovaleva@g.nsu.ru)

ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСКУССТВА ДРЕВНИХ КУЛЬТУР ЮЖНОЙ АМЕРИКИ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Неординарная южноамериканская иконография, запечатлевающая множество аспектов жизни общества, в отсутствие письменных источников, становится исключительно важным и, в целом ряде случаев, единственным историческим источником. Одним из первых русских исследователей иконографии Южной Америки является археолог и орнитолог Евгений Никандрович Яковлев (1895-1934 гг.), которому принадлежит ряд интерпретаций мотивов и сюжетов на керамике наска (птицы, растения, кит-убийца). Краткие зарисовки перуанской иконографии можно встретить в работах Ю. А. Зубрицкого и В. А. Башилова, системные исследования иконографии доколумбовых перуанских культур в общем и культуры мочика, в частности, выполнены Ю.Е. Березкиным. Ряд работ современных исследователей посвящен доиспанской иконографии территорий Колумбии и Эквадора: золотые фигурки муисков (С. А. Созина), золотые медальоны тайрона (Е. С. Леванова), фигурные керамические сосуды культуры илама, антропоморфные керамические маски йотоко, керамические статуэтки Тумако-Толита (А. В. Табарев). Начата обработка коллекции предметов искусства по материалам первой российской экспедиции в Эквадоре (2014-2018 гг.), которая включает в себя разнообразные фигурки, орнаментированную керамику и украшения. Анализ иконографии антропоморфных персонажей, с акцентом на их мимику, прическу, одежду, украшения, атрибуты, присутствие зооморфных персонажей позволяет идентифицировать их социальный статус, выделить пантеон божеств, культурных героев. Сюжетные изображения – источник для реконструкции исторических событий, мифологии, религиозных верований.

3. 14.35-15.15. СОКОЛОВСКИЙ Василий Андреевич (Новосибирский государственный университет (Новосибирск), студент бакалавриата III курса, v.sokolovskii@g.nsu.ru)

МОДЕЛИ ПОЛИТОГЕНЕЗА В ДОКОЛУМБОВОЙ ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Изыскания в области политогенеза древней Южной Америки, если рассматривать общую палитру авторов,носили исключительно акцентированный характер. Внимание, в основном,уделялось поздним этапам в доколумбовой истории континента. Это государство инков, политическая система которых хорошо исследована в работах Ю. А. Зубрицкого, С. А. Созиной, В. А. Башилова и С. Я. Серова, Н. В. Ракуца. С. А. Созина также детально описала общество муисков, стоявших на «пороге цивилизации». С. Н. Якушенков, в свою очередь, исследовал социально-политические системы аймара. Наиболее фундаментальные исследования в изучении политогенеза древних южноамериканских обществ были осуществлены  Ю. Е. Берёзкиным, которого можно считать единственным латиноамериканистом, исследующим эволюцию политических систем в данном регионе, однако и его научные интересы, как известно, включают не только эту проблематику. Его вклад заключаются в установлении «пульсирующего характера» андских культур, реконструкции форм организации догосударственных обществ (среднемасштабных) и развитии концепции «вождества» в отечественной антропологии.  Именно «вождество»  стало трактоваться как основная политическая система в доколумбовой Америке наравне с понятием «раннее государство». Появление новых археологических данных по различных районам Южной Америки в последние 10-15 лет подтверждает мультисценарный характер политогенеза и требует новых исследовательских и интерпретационных подходов.




Комментариев нет:

Отправить комментарий