вторник, 21 декабря 2021 г.

Публикация: Матусовский А.А. Мифология мацэс: сравнительно-этнографический анализ // Этнография. 2021. № 4 (14). С. 75-93

Публикация: Матусовский А.А. Мифология мацэс: сравнительно-этнографический анализ // Этнография. 2021. № 4 (14). С. 75-93. htpp://doi.org/10.31250/2618-8600-2021-4(14)-75-93.  Скачать файл pdf.

АННОТАЦИЯ. Сравнительно-этнографический анализ мифологии мацэс (или майоруна), паноязычной группы, расселенной в перуанской и бразильской Амазонии, открывает возможности для понимания межэтнических контактов в области верхнего течения реки Жавари (Якуираны). Материалы по мифологии мацэс позволяют проследить некоторые аспекты их этнической истории, в частности использование различных элементов бытовой и духовной культуры. Значительное сходство сюжетов обнаруживается в мифологии мацэс и их паноязычных соседей - марубо и матис, некоторые общие мотивы прослеживаются также в фольклоре кашинауа и мацэс. Мацэс - опытные охотники, много, долго и с удовольствием путешествующие по лесу. В их фольклоре важное место занимают рассказы о лесных духах, ассоциирующихся, как правило, с определенными видами животных. В охотничьих историях и повествованиях о лесных духах можно найти отголоски различных мифологических сюжетов. Складывается впечатление, что сегодня мифология мацэс постепенно трансформируется в фольклорные истории, обретающие различные формы. В исторической ретроспективе прошлое мацэс могут описать примерно до середины XIX в. К мифам мы можем отнести лишь единичные образцы устного творчества мацэс. Вероятно, причина тому - не столько влияние христианских миссионеров, сколько характерная черта культуры мацэс, связанная с включением в их социум инородных культурных элементов.

Matusovskiy A. Matsés Mythology: A Comparative Ethnographic Analysis. Etnografia. 2021. 4 (14): 75–93. https://doi 10.31250/2618-8600-2021-4(14)-75-93 (In Russ.). Download file pdf.

ABSTRACT. Comparative ethnographic analysis of the mythology of the Matsés (or Mayoruna), a Pano-speaking group settled in the Peruvian and Brazilian Amazon, opens up opportunities for understanding interethnic contacts in the upper reaches of the Javari (Yaquirana) River area. Materials on the mythology of the Matsés allow us to trace some aspects of their ethnic history, including their use of various elements of everyday and spiritual culture. A significant similarity of plots is found in the mythologies of the Matsés and their Pano-speaking neighbors Marúbo and Matis; some common motifs can be also traced in the folklore of the Matsés and Kashinawa. The Matsés are experienced hunters who travel a lot, at length, and with pleasure in the forest. In their folklore, stories about forest spirits, usually associated with certain species of animals, occupy an important place. In hunting stories and tales of forest spirits, echoes of various mythological plots are found. One gets an impression that today the mythology of the Matsés is gradually transforming into folklore stories that take on various forms. In a historical retrospective, the Matsés can describe the past until about the middle of the nineteenth century. We can classify only a few examples of the oral narratives of the Matsés as myths. Probably, the reason for this is not so much the influence of Christian missionaries, as the Matsés culture’s tendency to include foreign cultural elements in their society.

Ранее я уже писал о мифологии мацэс: Матусовский А.А. Заметки по мифологии индейцев матсес // IX Кнорозовские чтения: Древние цивилизации Старого и Нового Света: сборник трудов Международной научной конференции / Российский Государственный Гуманитарный Университет; Отв. редактор Г.Г. Ершова; Сост. Д.Д. Беляев. М.: РГГУ, 2019. С. 248-258. Скачать файл pdf.

Также есть видеоматериалы из экспедиций к мацэс 2017, 2018 и 2019 гг., где они рассказывают свои "истории".

Мужчина мацэс (его зовут Хорхе) вдувает себе в нос нёнё - табачную смесь. Фото А.А. Матусовского, 2017 г.

Женщина мацэс (ее зовут Ишко (Ёshco)) с традиционными украшениями в ноздрях. Фото А.А. Матусовского, 2019 г.


















 Лук и стрелы мацэс заимствовали у своих паноязычных соседей. Роберто (Tumi) демонстрирует стрельбу из лука. 
Фото А.А. Матусовского, 2017 г.
 
Черепа и челюсти съеденных мацэс животных, вывешенные над входом в малоку - общинное жилище. 
Фото А.А. Матусовского, 2019 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий